ИСТОРИЯ

   Согласно легенде, в IV веке н.э. один каменотёс, христианин по имени МАРИНО, приехавший из Арбе, острова в Далмации, для участия в работах по строительству порта в Римини, скрылся на горе Монте Титано от преследований христиан эдиктами императора-язычника Диоклетиана. 
   За короткое время разнеслась слава о Святом Человеке (Марино ещё при жизни был причислен к лику святых - отсюда приставка "сан"), к нему присоединились другие верующие, и родилась первая христианская община на горе Титано. 
   Епископ Римини Гауденцио посвятил МАРИНО в сан диакона, а римская патриция Донна Феличиссима, обращенная в христианскую веру, передала ему в дар гору Титано. 
   После смерти МАРИНО созданная вокруг него община не распалась, а продолжала строить свою жизнь , не забывая о последних словах святого: СВОБОДНЫМИ ВАС ОСТАВЛЯЮ ОТ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (Relinquo vos liberos ab utroque homine). 
   В качестве самого древнего свидетельства существования этой общины можно упомянуть монаха Евгипия, жившего между V и VI веками, который повествует о житии некоего Базиликия, монаха с горы Титано. 
   Последующие документы, как, например, "Судебная грамота Феретрано" 885 года, хранящаяся в Государственном архиве, являются очевидными свидетельствами организации гражданской жизни в духе независимости, не дающей никому права на притязания по отношению к народу, живущему на горе Титано. 
   Политика общины в течение веков, которую можно выразить изречением "Известное нам -неизвестно другим" , привела к резкому росту набегов на санмаринцев, и в Х веке стали строиться укрепления и крепостные стены для защиты от нападений. 
   Существование укрепленного города подтверждает "Диплом Беренгария" 951 года и "Булла Гонория III" 1126 года. Кардинал Англико писал в 1371 году, что город расположен "на высоком утесе с тремя неприступными крепостями" 
   До этого времени жизнь населения основывалась на созданных ими законах, затем на законах лонгобардов. Впоследствии государственные институты постепенно преобразовались, были усилены оборонительные укрепления, построены окружные стены, соединяющие три крепостных сооружения. Водоснабжение производилось от ёмких цистерн для сбора дождевой воды. Первые цистерны, так называемые "фосси", располагались в первом поясе оборонительных сооружений, рядом с 1 крепостью. Остальные цистерны, среди которых были и более крупные (ещё сегодня существующие), расположены под площадью перед Правительственным дворцом и были построены в период 1471-1478. 
   К XI веку относится становление в Сан-Марино Коммуны, имеющей Статут и собственных консулов. Рост населения привёл к необходимости расширения территории, и это привело к приобретению Замков Пеннаросса и Казоле. Документы о денежных расчётах относятся к 1200 году и хранятся в Государственном архиве. 
   Самый древний манускрипт Статута датируется 1295 годом. Впоследствии были изданы ещё шесть Статутов. Последний, от 21 сентября 1600 года, состоит из шести томов, в которых собраны 314 статей. 
   В то время как в Италии население страдало от жестоких тираний нескольких властных семейств, народ Сан-Марино сохранил свободный образ жизни, для защиты которого были созданы вооруженные отряды милиции, подчинявшиеся КАПИТАНАМ-РЕГЕНТАМ, в руках которых находилась исполнительная власть. Народ создавал новые законы и изменял их через совет всех глав семейств, носивший название АРЕНГО (важный государственный орган, сохранившийся до наших дней). 
   С ростом церковной власти на территории полуострова становились всё более кровавыми междоусобицы между гибеллинами и гвельфами. Санмаринцы, которые, к сожалению, веками испытывали влияние событий в Италии, не остались в стороне от этой борьбы. Так впервые на горе Титано возникли разногласия между гражданским населением; и сторонники гибеллинов (приверженцев императора) отправили в изгнание сторонников гельфов (приверженцев папы). Вероятно, сознание, близкое к идеям гибеллинов, созрело в жителях Сан-Марино в вековой борьбе в защиту от притязаний на юрисдикцию и налогообложения со стороны соседних епископов. 
   Большим другом жителей горы Титано был епископ Феретрано УГОЛИНО из семейства Фельтрия, который, несмотря на свой сан, был неисправимым гибеллином. Это стоило епископу Уголино и санмаринцам отлучения от церкви папой Иннокентием IV. Два года спустя, в 1249 году, в Перудже анафема была с них снята. 
   Но ни отлучение от церкви, ни последующее прощение не привели к миру и согласию. 
   Встав на сторону гибеллина Гуидо да Монтефельтро и, впоследствии, его сына Федерико, санмаринцы продолжали борьбу против Гуельфо из Римини, где власть принадлежала семейству тиранов Малатеста. 
   Это продолжалось до заключения мира в Романье в 1299 году. Первой попыткой подчинить Сан-Марино власти папы было прибытие в 1291 году некоего каноника Теодориха, который призывал жителей платить дань первосвященнику и признать себя его подданными. 
   Санмаринцы отказались, защищая своё благородное происхождение и свою независимость Для разрешения спорного вопроса был приглашен судья ПАЛАМЕД из Римини, один из самых авторитетных знатоков права того времени, его сентенция была благоприятна жителям Сан-Марино. 
   Вскоре, в 1296 году, санмаринцам пришлось выдержать новый натиск: на этот раз со стороны отцов Феретрано, которые под тем же предлогом пытались установить своё влияние на горе Титано, и, возможно, это им бы удалось, но санмаринцы довели это дело до сведения папы Бонифация VIII, легаты которого подтвердили решение судьи Паламеда и признали полную свободу и независимость Сан-Марино. 
   Но недолго продолжалось мирное существование. 
   Церковные власти близлежащих областей старались любыми способами подчинить себе санмаринцев, но они всегда с достоинством отвечали ударом на удар. 
   В 1303 году прибывшие в Сан-Марино послы от церкви Феретрано были заключены под стражу, и вновь начались военные действия, которые закончились успешно для санмаринцев, отважная милиция которых вынудила епископа Уберто подписать мир в 1320 году. 
   В 1322 году впала в немилость синьория графа Федерико из Монтефельтро, союзника санмаринцев. Епископ Бенвенуто и семейство Малатеста из Римини старались привлечь санмаринцев на свою сторону с помощью даров и таких пожалований, как прощение церкви, освобождение от налогов собственности санмаринцев вне территории страны, право на свободную торговлю, возможность переводить в Сан-Марино ренту от вложений. В обмен было запрошено считать недругами Урбино, которые в это время нашли прибежище в Сан-Марино. 
   Слишком высока была цена измены, и санмаринцы решили отказаться и продолжили борьбу против Малатеста до 1366 года. 
   Ещё долгое время Малатеста беспокоили санмаринцев своими нападениями, но спесь синьора из Римини обернулась против него самого, так как ухудшились его отношения с папой Пио II и его союзником Альфонсо из Арагоны, королем Неаполя, у которого Малатеста забрал обманным путём крупную сумму денег. 
   В этой ситуации 21 сентября 1461 года санмаринцы подписали договор о союзе с церковью Рима и вновь начали войну, которая закончилась в 1463 году завоеванием замков Фьорентино, Монтеджардино и Серравалле, принадлежавших семейству Малатеста, а замок Фаэтано добровольно присоединился к Республике. 
   Это была последняя война санмаринцев, после которой границы территории страны больше не претерпевали изменений. 
   В течение нескольких десятилетий в стране царствовал мир, но потом в 1503 году Чезаре Борджа, герцог Валентине, сын папы Александра VI, занял Республику. К счастью, санмаринцы не долго должны были терпеть тиранию, через несколько месяцев, пользуясь тем, что в герцогстве Урбино поднялось восстание, санмаринцы поднялись на борьбу против войск Валентине и, благодаря отважным воинам и хорошему вооружению, разбили врага. 
   Почти через 40 лет, а точнее, во время папства Павла III, в ночь на 4 июня 1542 года, ФАБИАНО ДА МОНТЕ САНСОВИНО попытался завоевать Сан-Марино, имея 500 солдат, много кавалерии и всё необходимое для штурма крепостных стен. Но из-за густого тумана вражеские войска не смогли приблизиться к городу до восхода солнца, и план захватить врасплох и уничтожить санмаринцев провалился. Фабиано да Монте Сансовино вернулся на исходные позиции, и с того времени не удалось точно выявить ответственных за эту преступную акцию, но посол императора Карла V в Риме предложил санмаринцам императорские привилегии и порекомендовал не доверять папским министрам в Романье. 
   Впоследствии, в 1631 году, после смерти последнего герцога Урбино, правление герцогства было передано святому престолу. В том же году вошел в действие договор о протекции, подписанный между Сан-Марино и святым престолом еще в 1602 году. 
   В те времена Республика переживала глубокий кризис общественной и экономической жизни отсутствие интереса к государственным делам и равнодушие санмаринцев, уровень культуры которых падал все ниже. Этому процессу способствовало и вымирание некоторых знатных семейств, которые принимали близко к сердцу защиту свободы, и эмиграция за границу в поисках работы и почестей лучших представителей общества (говоря современным языком - "умов"). 
   Этот отрицательный период продолжался до 1739 года, когда Республика пережила самое серьезное покушение на свободу и независимость страны за всю свою многовековую историю. Под предлогом ареста двух санмаринских конспираторов, происшедшего в церкви, КАРДИНАЛ АЛЬБЕРТОНИ, папский легат в провинции Романья, 17 октября 1739 года вошел со своими войсками в Сан Марино. 
   Нашествие было предварено рядом бесчестных предприятий, как, например, арест санмаринцев на итальянской территории Романьи или блокировка границ, препятствующая поставкам необходимого продовольствия в Сан-Марино. Кардиналу Альберони не удалось сломить этим санмаринцев, и он решил прибегнуть к силе и оккупировал территорию. 
   Дома знатных и уважаемых горожан были ограблены, потому что их хозяева отказались давать клятву верности папе, капитаны-регенты были упразднены и заменены Гонфалоньером и двумя блюстителями порядка. 
   Санмаринцы, не желая подчиниться тирании, направляли секретные послания протеста Папе, прося избавить их от неслыханного и криминального беззакония. 
   Из Рима прибыл на гору Титано кардинал Энрико Энрикес, направленный сюда с целью рассмотрения сложившейся в Сан-Марино ситуации. После его расследования Папа удалил кардинала Альберони от границ Сан-Марино, и 5 февраля 1740 года Республике были возвращены свобода и суверинитет. Это событие оказало благотворное влияние на Республику, очнувшуюся от апатии и равнодушия предыдущих лет. Возродился дух защиты, и граждане, ощутив прилив любви к Родине, вновь почувствовали в себе республиканскую гордость. 
   Эпизод с кардиналом Альбертони был великолепно описан поэтом КАРДУЧЧИ в 1894 году в его знаменитой речи о "вечной свободе". 
   Будущее готовило и светлые моменты в жизни санмаринцев Во время итальянского похода НАПОЛЕОН БОНАПАРТ прошел вблизи границ крошечной Республики. 
   Восхищаясь гордостью этого маленького народа и его традициями свободы, Наполеон заявил: "НЕОБХОДИМО СОХРАНИТЬ САН МАРИНО КАК ПРИМЕР СВОБОДЫ" и направил на гору Титано Монжа, своего посла и выдающегося математика, поручив ему выразить санмаринцам свое дружеское расположение. Такое высокое признание традиций свободы и независимости ранее никогда не было обращено к Республике Сан-Марино. Теплые отношения с Францией сохранялись и в дальнейшем в 1805 году. 
   Бонапарт встретил со всеми почестями АНТОНИО ОНОФРИ, посланца Республики, приехавшего в Милан для расширения Торгового договора, уже заключенного между Сан-Марино и Цизальпинской Республикой. После Наполеона Бонапарта независимость Сан-Марино была признана и подтверждена участниками Венского конгресса 1815 года, которые внесли ее название с соответствующими суверенными характеристиками в число европейских государств. 
   Республика Сан-Марино не осталась в стороне от борьбы за национальное единство Италии и давала временное пристанище и защиту патриотам и беженцам, стучавшимся в её дверь. Многие известные деятели нашли здесь убежище в ожидании возобновления борьбы. Особенно горды санмаринцы одним выдающимся событием. После падения Римской республики, Гарибальди, не сдавшись врагу, остановился со своими волонтерами у границ Республики. 
   Преследуемый австрийцами, он вошёл в Сан-Марино и обратился с просьбой об убежище для себя и своих 2.000 солдат. Солдаты получили приют, провиант, а раненые - медицинскую помощь. Правительство Республики запросило в обмен оградить страну от несчастий и разрушений войны. Генерал Гарибальди дал своё согласие, произнёс речь с вершины парадной лестницы конвента капуцинов, обращаясь к войскам, о роспуске первого Римского легиона. 
   Это произошло 31 июля 1849 года, так легендарный герой сложил оружие. 
   В ту же ночь, в то время как австро-папские войска окружали Республику, Гарибальди со своими 250 верными товарищами с помощью санмаринца НИКОЛЫ ДЗАНИ, выбрались из Сан-Марино за 15 минут раньше до окончательного окружения. 
   Папские власти были недовольны тем, что Гарибальди была оказана помощь, и старались отомстить за это. Серьёзной опасностью для Республики был 1854 год, когда Папские власти предложили герцогу Тосканы захватить Сан-Марино, "гнездо либералов", военным путём. Вмешательство Франции, которая направила в Сан-Марино своего посла с предложением защиты императора Наполеона III, позволило предотвратить опасность. 
   Санмаринские добровольцы приняли участие во всех битвах Италии за независимость, включая войну 1915-1918 гг., и на фронтах действовал ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ГОСПИТАЛЬ с санмаринским персоналом. 
   Во вспыхнувшей второй мировой войне Республика скрупулёзно соблюдала традиционный нейтралитет, а несчастным итальянским братьям было предоставлено убежище на территории страны, более ста тысяч беженцев (в восемь раз больше тогдашнего населения) нашли здесь приют.
Каменный герб республики на фасаде Дворца Беньи 
 

[Главная] [Введение] [История] [Государственное устройство] [Правительственный дворец]
[Крепостные стены] [Крепости] [Фотоальбом] [Друзья]
Используются технологии uCoz